Доклад Ю.П.Прохорова «Об итогах работы VII Съезда Общероссийского Профсоюза образования и задачах Татарской республиканской организации по выполнению его решений».
Опубликовано СПО Июн 11, 2015 в Профуголок | Нет комментариевД О К Л А Д
председателя республиканской организации профсоюза образования Ю.П.Прохорова на II Пленуме Рескома Профсоюза
«Об итогах работы VII Съезда Общероссийского Профсоюза образования и задачах Татарской республиканской организации по выполнению его решений»
Уважаемые коллеги!
27 марта 2015 года в г.Москве состоялся очередной 7-ой съезд Профсоюза работников народного образования и науки.
Более 300 делегатов, в том числе 14 от татарстанской организации, приняли участие в съезде Общероссийского Профсоюза образования — крупнейшей общественной организации в стране, объединяющей 4 миллиона 300 тысяч человек-работников отрасли и студентов. В том числе в Москву прибыли представители двух новых организаций, созданных в профсоюзе в 2014 году, Крымской и Севастопольской.
В преддверии съезда, 26 марта, во Дворце труда профсоюзов состоялась встреча делегатов с социальными партнёрами. Профсоюзные лидеры получили возможность задать актуальные вопросы министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову, председателю Комитета по образованию Государственной Думы РФ Вячеславу Никонову, руководителю Рособрнадзора Сергею Кравцову и другим представителям федеральных ведомств.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, поприветствовав участников съезда, высоко оценил работу, которую проводит Общероссийский Профсоюз образования.
«В последние годы мы очень тесно работаем с нашими коллегами из профсоюза, все социальные льготы, которые традиционно в нашей стране имели педагогические работники, сохранены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», хотя сделать это было непросто, — признал министр. — Дискуссии вокруг законопроекта были очень горячими, тем не менее все льготы сельским учителям, льготы в сфере пенсионного обеспечения были закреплены. Это результат тесной работы с председателем Галиной Меркуловой и со всеми нашими коллегами из профсоюза. Отмечу, что в других отраслях на уровне федеральных законов многие льготы отменены».
Важная тема, волнующая абсолютно всех, — исполнение майских указов президента, которые дали старт масштабному повышению зарплат на всех уровнях системы образования. Дмитрий Анатольевич отметил, что на сегодняшний день зарплата учителей и других педагогов общего образования во всех регионах, за исключением двух, достигла 100% от средней по субъекту РФ. В 75 регионах достигнуты аналогичные показатели по работникам дошкольного образования. По другим уровням образования идет достаточно динамичный рост.
Повышение заработной платы уже принесло позитивные результаты. Увеличивается численность молодых педагогов и в школе, и в вузах.
Естественно, при повышении зарплаты мы прежде всего ориентируемся на повышение качества работы педагога. Для нас это крайне важный результат, потому что реализация новых стандартов образования требует высокой квалификации педагогических работников. Повышение заработной платы идет одновременно с масштабными программами повышения квалификации, переподготовки и модернизации программ обучения, которые реализуют наши педагогические колледжи и вузы. Все это в совокупности даст серьезный толчок к повышению качества работы нашего педагогического сообщества и качества обучения наших детей».
Министр остановился на нескольких важных вопросах, которые активно обсуждаются. Первый касается установления базовых окладов и ставок заработной платы: «Мы относимся к этой задаче крайне серьезно и, активно повышая зарплату в вузах, требуем, чтобы гарантированная часть заработной платы была не менее 70%. Очень важно, чтобы аналогичные решения принимали руководители в регионах, которые отвечают за другие уровни образования.
Совместно с профсоюзом мы провели анализ действующей системы оплаты труда в каждом российском регионе. И увидели, что базовые оклады, установленные для квалификационных групп, могут различать с более чем в два раза по разным субъектам РФ. Сейчас идет работа по упорядочению этой системы. Для нас крайне важно, чтобы каждый педагог был уверен в том, что если он хорошо работает, то будет достойно получать».
Остановился он на проблеме введения профессионального стандарта «Педагог», который также разрабатывался совместно с Общероссийским Профсоюзом образования.
Начало его обязательного применения после консультаций с профсоюзом перенесено на 1 января 2017 года. В настоящее время в 21 российском регионе проходит апробация профессионального стандарта.
Вячеслав Никонов, председатель Комитета Госдумы по образованию, приветствовал участников съезда от имени Государственной Думы РФ, а также от многомиллионной армии рядовых членов профсоюза. Он отметил важность плотного взаимодействия возглавляемого им комитета с Общероссийским Профсоюзом образования, особенно в период принятия Федерального закона «Об образовании в РФ».
Также предметом активного обсуждения с профсоюзом стал пока нерешенный вопрос отчетности в системе образования. По мнению Вячеслава Никонова, эта проблема связана со всей системой государственного управления в Российской Федерации: «Сейчас в среднем каждая образовательная организация заполняет около трехсот форм с количеством позиций, которые измеряются десятками тысяч. Россия является одной из немногих стран на планете, где отсутствует даже общенациональный орган, который бы координировал или регламентировал систему делопроизводства в стране, отсюда масса неувязок. Нужен общегосударственный подход, который не может быть обеспечен на уровне одного министерства. Эта проблема межведомственная, но, дума мы ее решим».
Вячеслав Никонов признал, что по основной школе сравнительные показатели начинают «проседать», но пока мы уступаем не западным странам, а восточным, которые сегодня задают высшую планку. И здесь нужно решать проблему стимулов для получения знаний по всем предметам, а не только по тем, которые выбраны для ЕГЭ.
Огромной проблемой нашего образования Вячеслав Никонов назвал проблему финансирования.
Председатель комитета считает, что в России расходы на человеческий капитал в целом, а это социальное развитие, здравоохранение, образование, заметно ниже, чем даже в Государствах БРИКС, например в Индии. По мнению Вячеслава Никонова, необходимо переломить интересы ведомств, которые руководствуются не столько стратегическим подходом развития страны, сколько подходом бухгалтерским.
«Мне бы хотелось, чтобы наш комитет и профсоюз были по одну сторону баррикад. Нам нужна общественная поддержка, нужен голос педагогической общественности, в противном случае мы рискуем проиграть это сражение с бухгалтерий. Страна не может управляться бухгалтерскими методами. Мы понимаем, что нужно нашему образованию, и совместными усилиями с профсоюзом это осуществим», — заключил Вячеслав Никонов.
Заместитель министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова остановилась в своем выступлении на базовых кладах. В Трудовом кодексе полномочие по установлению базовых окладов по профессиональным квалификационным группам закреплены за Правительством РФ. Вместе с тем эти оклады не установлены, хотя в Указе Президента РФ сказано о том, чтобы правительство определило их в 2015 году.
«Дискуссии с профсоюзами бюджетной сферы у нас идут уже давно, — заметила Любовь Юрьевна. — При высокой дифференциации в оплате труда по регионам установить на федеральном уровне базовые оклады, которые бы всех устраивали, крайне сложно.
Также заместитель министра остановилась на проблеме МРОТ, которая пока не решается: «Не принят закон, где было бы сказано о том, когда МРОТ достигнет уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Отмечу, что в 2014 году отношение МРОТ к прожиточному минимуму составляло 64%. С 1 января 2015 года он был повышен на 7,4%. Но, несмотря на это, в связи с инфляцией его соотношение к прожиточному минимуму в этом году снизится и составит 58,4%.
Делегаты съезда получили возможность задать социальным партнерам профсоюза интересующие вопросы. Они касались процессов реорганизации вузов, судьбы студенческих профилакториев, установления базовых ставок и окладов, других злободневных проблем.
В заключение встречи Председатель Профсоюза Галина Меркулова отметила, что все социальные партнеры выразили намерение более тесно и разносторонне взаимодействовать с Общероссийским Профсоюзом образования. Со своей стороны профсоюз готов к сотрудничеству, которое будет способствовать улучшению ситуации в сфере образования, усилению социальной защищенности работников отрасли и студентов.
С основным докладом на съезде выступила председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова.
Что сделано за прошедший период? Что не удалось из намеченного? Какие новые проблемы ставила перед нами жизнь и как мы совместными усилиями находили выход из складывающейся ситуации?
Пожалуй, к наиболее важным результатам в отчетном периоде можно отнести успешную адаптацию организационной структуры профсоюза к происходящим внешним и внутренним изменениям, что позволило своевременно обновлять и актуализировать формы и методы работы.
VII Съезд отмечает возросший уровень внимания выборных органов всех уровней структуры Профсоюза к вопросам укрепления организационного единства Профсоюза, проведения единой кадровой и организационно-финансовой политики, усиления исполнительской дисциплины в Профсоюзе.
В связи с образованием в Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального подчинения Севастополя – в Профсоюзе в 2014 году созданы две новые региональные организации Профсоюза: Крымская республиканская и Севастопольская городская.
Таким образом, на начало 2015 года в Профсоюзе действует 80 территориальных организаций на уровне субъектов РФ, 2359 местных профсоюзных организаций на уровне муниципальных образований, около 83 тысяч первичных профсоюзных организаций и около 70 тысяч профсоюзных групп.
Численность Профсоюза составляет 4.412.950 человек, или 75,4% от общего количества работников и студентов образовательных организаций системы Минобрнауки РФ. Среди членов Профсоюза: 2.938.276 (66.6%) – учителей, воспитателей, преподавателей и других работников образования, 1.305.121 (29,6%) студентов (обучающихся) профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, 169.553 (3.8%) – неработающих пенсионеров-членов Профсоюза.
В 24 региональных профсоюзных организациях увеличилась численность и улучшился охват профсоюзным членством. Профсоюзное членство свыше 90% наблюдается в 10 региональных (межрегиональных) организациях Профсоюза; от 80 до 90% – в 18 региональных (межрегиональных) организациях Профсоюза.
По сравнению с предыдущими годами динамика сокращения общей численности Профсоюза значительно замедлилась и по итогам 2014 года численность Профсоюза уменьшилась на 23 377 человек, что в пять раз меньше, чем в 2013 году.
Кроме того, в 2014 году заметно сократился выход из Профсоюза. Если в 2013 году правом выхода из Профсоюза воспользовались более 113 тысяч членов Профсоюза, то по итогам 2014 года их стало в два раза меньше.
В ходе отчетно-выборной кампании 2014 года почти на треть произошло обновление кадров и актива. Среди руководителей профсоюзных организаций сменяемость составила 24,6%. В Профсоюз пришло много новых, энергичных профсоюзных работников и активистов, среди которых более 17% – молодёжь до 35 лет.
В целом на общественных началах в выборных органах первичных и территориальных организаций Профсоюза, их постоянных комиссиях работает 922.503 профсоюзных активиста. На штатных должностях в качестве председателей, бухгалтеров и специалистов работает 5233 человека.
Количество штатных работников в Профсоюзе только за последний период увеличилось на 498 человек.
Вместе с тем, несмотря на определенные позитивные тенденции в организационном укреплении Профсоюза, отчётно-выборная кампания отчётливо показала, что имеется ещё много проблем организационного плана, в том числе в работе по мотивации профсоюзного членства.
Из 80 региональных и межрегиональных профсоюзных организаций только в 24 региональных профсоюзных организациях наметилась положительная тенденция роста численности членов Профсоюза.
В 16 региональных организациях Профсоюза произошло заметное снижение численности. Среди них Московская городская, территориальная профсоюзная организация С-Петербурга и Ленинградской области, Волгоградская, Оренбургская, Свердловская и ряд других организации Профсоюза.
Наряду со снижением общей численности профсоюзных организаций более чем в половине региональных организаций Профсоюза произошло снижение процента охвата профсоюзным членством.
В 39 профсоюзных организациях охват профсоюзным членством ниже среднего по Профсоюзу. А в 7 региональных организациях Профсоюза численность можно охарактеризовать как критическую, поскольку охват составляет менее 50% (Республика Коми, Сахалинская, Архангельская, Калининградская, Камчатская, Амурская областные организации и Еврейская АО).
Председатель Профсоюза отметила, что это – следствие не только ряда объективных факторов, но и недостаточной организационной работы, слабой нацеленности профсоюзных комитетов, профсоюзных работников и специалистов на индивидуальные формы работы с обучающимися и работниками образования, на развитие инновационных форм социальной поддержки, на усиление мотивации профсоюзного членства.
Кроме того, отчёты и выборы 2014 года показали, что в реальной практике на всех уровнях структуры Профсоюза не все выборные профсоюзные органы активно реализовывали уставную норму по ежегодному информированию членов Профсоюза о своей деятельности. Многие комитеты первичных и местных профсоюзных организаций, часть комитетов, президиумов региональных организаций Профсоюза оставались закрытыми для членов Профсоюза и не беспокоились о том, чтобы члены Профсоюза имели широкие возможности в получении информации о деятельности и состоянии дел в организации Профсоюза.
Для повышения эффективности деятельности организаций Профсоюза по защите трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов членов Профсоюза требуется осуществление дальнейших мер по организационному и кадровому укреплению Профсоюза, его первичных и территориальных профсоюзных организаций.
Как отметила Меркулова Г.И., в области информационной деятельности Профсоюза особенностью отчётного периода стало усиление адресного взаимодействия Профсоюза с конкретными целевыми аудиториями – разными категориями профактива, молодыми педагогами, студентами, победителями всероссийских профессиональных конкурсов, социальными партнёрами, представителями организаций разных уровней образования, что определило многообразие форм, методов и способов их информирования о деятельности Профсоюза.
За отчетный период все организации Профсоюза оснащены современными средствами ИКТ. Налажен электронный документооборот и оперативный обмен информацией как внутри структуры Профсоюза, так и с внешней аудиторией. Все региональные (межрегиональные) организации Профсоюза имеют адреса корпоративной электронной почты.
Более востребованным стал официальный портал Профсоюза www.eseur.ru. Его посещаемость возросла с 300 тысяч человек в 2010 году до 1,5 миллиона человек на конец 2014 года. Значительно возросла роль собственных сайтов и страниц региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза на портале www.eseur.ru, интернет-ресурсов местных и первичных организаций Профсоюза.
На сегодняшний день свое представительство в сети Интернет имеют 72 из 80 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза (в 2010 году – всего 51) и 35% от общего числа местных организаций (в 2010 году – порядка 15%). Возрастает количество образовательных учреждений, на сайтах которых имеются страницы первичных профсоюзных организаций.
Большое значение для внедрения ИКТ в работу Профсоюза сыграло проведение Всероссийских интернет-конкурсов «Лучший сайт дошкольного образовательного учреждения» (2011 год), «Проф.com» – для первичных организаций Профсоюза (2012 год) и «Информационный прорыв» – для местных организаций Профсоюза (2013 год). И, конечно, обучение специалистов по информационной работе региональных (межрегиональных) организаций профсоюза и профсоюзного актива в рамках Всероссийской педагогической школы Профсоюза (ВПШ), семинаров учебного центра «Гармония-профцентр», летнего тренинг-лагеря (2014 г.)
Одним из основных элементов единого информационного пространства Профсоюза является газета «Мой Профсоюз», которая выходит с 2000 года.
По инициативе ЦС Профсоюза в отчетный период проводился ряд специальных мероприятий, направленных на вовлечение максимально возможного числа работников образования и студентов в активную деятельность Профсоюза, укрепление его репутации в обществе. Среди них такие инновационные проекты, как Всероссийская акция «В каждом живёт учитель!» (2010-2011гг.), творческий интернет-конкурс «Учитель – славлю имя твоё» (2010г.), Всероссийская педагогическая школа Профсоюза и выездные сессии ВПШ и многие другие.
С 2010 года по инициативе Профсоюза проводится Всероссийский профессиональный конкурс педагогов дошкольного образования, создан Всероссийский клуб «Воспитатель года».
Наряду с этим Профсоюз традиционно участвует во всех масштабных всероссийских мероприятиях в образовании, выступая в качестве соучредителя, соорганизатора или эксперта.
Мероприятия с участием Профсоюза (за 2013-2014 годы): Всероссийские конкурсы «Учитель года», «Педагогический дебют», «Студенческий лидер», «На лучшее студенческое общежитие России», «Деловой прием учителей–2013», II Всероссийский съезд «Молодой учитель – школе будущего», I Всероссийский съезд работников дополнительно образования детей, Всероссийский августовский интернет-педсовет, фотоакция Интернационала образования «За качественное образование», XXI Всероссийский туристский слёт педагогов.
Особое внимание в 2013-2014 годах было уделено педагогической молодежи. Создан Совет молодых педагогов при ЦС Профсоюза, в состав которого вошли представители 65 субъектов РФ, делегированные региональными (межрегиональными) организациями. Его работа позволила активизировать развитие молодежного педагогического движения в Профсоюзе и оказать практическую помощь в создании объединений молодых педагогов в территориях, появились региональные советы молодых педагогов, а также активизирована деятельность формально созданных объединений в ряде территорий.
В рамках Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ Профсоюз активно участвовал в деятельности рабочей группы Минтруда России по разработке нормативной правовой базы и рекомендаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
По инициативе Общероссийского Профсоюза образования в Единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений введен раздел, определяющий отраслевые особенности систем оплаты труда педагогических работников, закрепляющий основные принципы исчисления заработной платы.
Впервые Едиными рекомендациями на 2015 год государственным органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений даны конкретные рекомендации по совершенствованию системы оплаты труда педагогических и иных работников в части структуры их заработной платы. А именно – стремиться к тому, чтобы доля условно-постоянной части заработной платы работников в виде окладов (должностных окладов) и ставок заработной платы составляла не менее 60 процентов в структуре их заработной платы.
Вопрос оплаты труда работников образования является одним из стратегических направлений деятельности Профсоюза.
Одним из важных направлений социальных проектов и программ стало повышение уровня оплаты труда работников образования, определение целевых ориентиров повышения средней заработной платы отдельных категорий работников образования, науки, всей социальной сферы.
Данные Росстата свидетельствуют, что средняя номинальная заработная плата в сфере образования по полному кругу организаций в целом за последние 5 лет увеличилась в 1,9 раза – с 13,3 тыс. рублей по итогам 2009 года до 25,9 тыс. рублей по итогам 2014 года. Реальная же заработная плата в сфере образования, с учетом роста потребительских цен на товары и услуги за 5 лет на 45,8%, увеличилась в 1,3 раза.
Средняя номинальная зарплата работников в целом по экономике страны увеличилась в 1,7 раза – с 18,8 тыс. рублей по итогам 2009 года до 32,6 тыс. рублей по итогам 2014 года, реальная – в 1,2 раза.
В результате изменения этих двух показателей разрыв между уровнем оплаты труда всех категорий работающих в сфере образования и уровнем заработной платы в среднем по экономике страны сократился за отчетный период на 8,6 процентных пунктов, а соотношение в оплате улучшилось с 70,7% до 79,3%.
Начиная с 2011 года по поручению Председателя Правительства РФ В.В. Путина реализуется программа модернизации региональных систем общего образования. Одной из ее задач было повышение материальной обеспеченности и социального статуса работников общеобразовательных учреждений, а именно приоритетное повышение заработной платы учителей и доведение ее до средней заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации.
В результате были предприняты значительные меры по сокращению дифференциации в заработной плате учителей и заработной плате работников в среднем по экономике страны.
Средняя заработная плата учителей выросла с 13,6 тыс. рублей в 2010 году до 21,1 тыс. рублей в 1 квартале 2012 года, при средней заработной плате по экономике за 2011 год – 23,7 тыс. рублей.
Профсоюз осуществлял постоянный мониторинг изменений, происходящих в оплате труда учителей, анализ нормативных правовых актов субъектов РФ, принимал активное участие в рассмотрении проектов комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования (МРСО) и итогов их реализации в составе Совета при Минобрнауки России.
В результате реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, в 2013-2014гг. средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций увеличилась на 22,8%, с 25,7 тыс. рублей (в 1 квартале 2013 года) до 31,5 тыс. рублей (по итогам 2014 года), педагогических работников дошкольных образовательных организаций – на 26,0%, с 20,3 тыс. рублей до 25,6 тыс. рублей, педагогических работников организаций дополнительного образования детей – на 40,2%, с 18,1 тыс. рублей, до 25,3 тыс. рублей, преподавателей и мастеров производственного обучения организаций профессионального образования – на 31,4%, с 21,1 тыс. рублей до 27,7 тыс. рублей, преподавателей организаций высшего образования – на 53,9%, с 30,7 тыс. рублей, до 47,2 тыс. рублей.
В отчетный период в центре внимания Профсоюза, его организаций также находился вопрос соблюдения требований Трудового кодекса РФ в части повышения реального содержания заработной платы работников образования с учетом роста потребительских цен и тарифов.
За прошедшие 5 лет индексация заработной платы в бюджетной сфере проводилась 4 раза. Во многом это – результат активных переговоров и коллективных действий Профсоюза во взаимодействии с Советом Ассоциации и при поддержке ФНПР.
Чрезвычайно важным и актуальным для Профсоюза был вопрос повышения минимального размера оплаты труда. В целом за отчетный период МРОТ повышался 4 раза и вырос на 37,8% – с 4330 рублей в 2010 году до 5965 рублей в 2015 году – и составляет 67,1% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (8885 рублей за 4 квартал 2014 года).
Действия Профсоюза в рамках Совета Ассоциации при поддержке ФНПР пока обеспечивают сохранение права педагогических работников на досрочную трудовую пенсию. Хотя в рамках реформирования пенсионного законодательства вопрос об изменении порядка назначения пенсии до наступления общеустановленного возраста педагогическим работникам все чаще поднимается министерствами и ведомствами при обсуждении вопросов реализации Стратегии реформирования пенсионной системы.
В значительной степени благодаря усилиям, предпринимаемым организациями Профсоюза на всех уровнях, в сфере образования действует эффективная система социального партнерства, представленная отраслевым соглашением на федеральном уровне, региональными, территориальными отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
В отчетном периоде Общероссийский Профсоюз образования совместно с профсоюзами, объединенными в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, принимал активное участие в разработке и реализации Генеральных соглашений между общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов и Правительством Российской Федерации на 2008-2010, 2011-2013 и 2014-2016 годы.
На федеральном уровне в отчетном периоде коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в сфере образования осуществлялось на основе отраслевых соглашений, заключенных на 2009-2011 годы и на 2012-2014 годы.
22 декабря 2014 года подписано новое Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2015-2017 годы.
Значительную роль в развитии партнерских отношений, расширении возможных форм взаимодействия с федеральными органами исполнительной и законодательной власти сыграли созданные в структуре Профсоюза постоянно действующие представительные органы – Студенческий координационный совет (СКС) Профсоюза и Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов (КСП) Профсоюза.
В 2014 году впервые был проведен Всероссийский конкурс «Траектория успеха» на лучшую программу деятельности первичных профсоюзных организаций работников вузов. Возобновлено проведение Всероссийского конкурса «На лучший коллективный договор».
Итоги коллективно-договорной кампании 2013 года показали, что во всех субъектах Российской Федерации действуют региональные отраслевые соглашения. Несмотря на продолжающиеся процессы по разграничению полномочий между уровнями государственной власти, благодаря системной работе профсоюзных организаций удалось сохранить достигнутые результаты на муниципальном и локальном уровнях социального партнерства. В отчетном периоде в 85% городских округов и муниципальных районов действуют территориальные отраслевые соглашения, в 96% образовательных организаций – коллективные договоры.
В большинстве субъектов РФ наряду с решением вопросов повышения заработной платы работников образования в рамках социального партнерства устанавливаются различные меры социальной поддержки работников образования, направленные на поддержку молодых специалистов, работников дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, педагогических работников, уходящих на пенсию, улучшение жилищных условий работников, их лечение и оздоровление.
Профсоюз продолжал осуществлять взаимодействие с различными государственными органами на основе заключенных соглашений о взаимодействии с Рострудом, Рособрнадзором, Минобрнауки России, Комитетом по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Центральной избирательной комиссией.
Территориальные организации Профсоюза активно взаимодействовали на основании соглашений, заключенных на региональном уровне, с органами законодательной и исполнительной власти, в том числе с территориальными органами федеральной инспекции труда и органами, осуществляющими управление в сфере образования.
Активно осуществлялось взаимодействие территориальных организаций Профсоюза с органами прокуратуры. С 2010 по 2014 год они направили в прокуратуру более 12,5 тысяч материалов, по которым в 90% случаев были приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.
Судебная форма защиты социально-трудовых прав работников образования по-прежнему остается наиболее эффективным способом правовой защиты членов Профсоюза. За период с 2010 по 2014 годы количество материалов, направленных в суд и рассмотренных с участием юристов территориальных организаций Профсоюза, составило более 40 тысяч, при этом в среднем в 90% случаях иски были удовлетворены полностью или частично. Специалисты правового отдела аппарата Профсоюза систематически оказывали помощь территориальным организациям Профсоюза в подготовке исковых заявлений, а также представляли в Верховном Суде Российской Федерации интересы педагогических работников по различным категориям дел.
Экономическая эффективность правозащитной работы выступает в качестве одного из наиболее ощутимых и показательных критериев ее результативности, оказывающим большое влияние, в том числе и на мотивацию профсоюзного членства. С 2010 года показатель экономической эффективности реализации всех форм правозащитной работы ежегодно повышался и составил в совокупности за 2010-2014 г. более 30 млрд. руб.
Защита прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда осуществляется благодаря действующей в Профсоюзе эффективной системе управления общественным контролем за состоянием охраны труда в образовательных организациях. Совершенствуется деятельность технической, внештатной технической инспекции труда, уполномоченных по охране труда Профсоюза. Улучшается взаимодействие с органами управления образованием, органами государственного надзора по осуществлению контроля за состоянием охраны труда в образовательных организациях. Ежегодно увеличивается финансирование мероприятий по охране труда, улучшаются условия труда на рабочих местах, снижается производственный травматизм.
Хочется сказать несколько слов о таком важном направлении, как работа с молодежью.
Задача привлечения и удержания молодежи в рядах профсоюза, вовлечение их в активную профсоюзную жизнь — одно из приоритетных направлений в кадровой политике профсоюза.
Молодежная политика основана на стремлении дать возможность самим молодым людям, объединившись в профсоюз, заняться решением проблем, которые являются специфичными именно для молодежи. Ни для кого не секрет, что молодежь — генератор новых взглядов и программ, будущее страны, будущее профсоюзного движения.
Центральный совет профсоюза объявил 2015 год Годом молодежи. Создаются советы молодых педагогов, разрабатываются Положения о наставниках.
Одной из главных задач всех профсоюзных организаций стало дальнейшее финансовое укрепление структур Профсоюза, стабилизация финансовой системы.
Структура доходной части консолидированного бюджета Общероссийского Профсоюза образования за 2014 год распределилась следующим образом: членские профсоюзные взносы составляют 94,2 процентов, поступления по коллективным договорам – 2,2 процента и прочие поступления – 3,6 процента.
Анализ распределения средств Профсоюза показывает, что на материальную помощь членам Профсоюза расходуется 15,3% финансовых средств, на обеспечение деятельности выборных органов Профсоюза и оплату труда штатных работников и специалистов Профсоюза – 36,5 %, на культурно-массовые и спортивно — оздоровительные мероприятия – 22,8 %, на премирование профактива – 6,0%, на проведение пленумов и президиумов – 2,3%, на подготовку и обучение профсоюзных кадров и актива – 3,3 % (норматив 6-10%), на информационную работу – 2,9% (норматив 3-5%), на развитие инновационных форм – 2,3%.
В целом за отчётный период удалось повысить авторитет Профсоюза среди работников образования, членов Профсоюза, укрепить деловое взаимодействие с работодателями и органами власти на всех уровнях социального партнёрства, добиться реализации намеченной на 2010-2015 годы Программы развития деятельности Профсоюза, значительное внимание уделялось созданию новых профсоюзных организаций, формированию мотивационной среды в сфере образования.
Итоги нашей совместной работы по защите интересов работников и развития отрасли в целом за прошедший период достаточно оптимистичны. Но впереди новые вызовы времени, риски нововведений. Нам предстоит решать следующие проблемы:
— установление в рамках реализации конституционных прав работников единых базовых ставок на федеральном уровне;
— доведение МРОТ до прожиточного минимума и установление повышающих коэффициентов сверх МРОТ;
— повышение заработной платы специалистам органов управления образования и служб сопровождения;
— не допустить ухудшения положения работников отрасли при переходе на новые профессиональные стандарты и нормы труда;
— участие в разработке и принятии федеральных документов, направленных на уменьшение отчетности в системе образования;
— повышение роли моральных стимулов.
В центре профсоюзной политики должны быть достойный труд, социальное обеспечение и социальный диалог.