Обзор прессы


Окончен балл

Виктор Садовничий о метаниях абитуриентов, претензиях аспирантов и «лишних людях» на бюджетных местах

Почему проходной балл в вузах был значительно выше, чем в прежние годы? Что надо изменить в правилах приема, чтобы сильные абитуриенты попадали не в «страховочные» вузы, а в престижные университеты?

20/08/2013

Источник: «Российская газета»

Автор: Ирина Ивойлова

Ссылка: http://rg.ru/printable/2013/08/20/sadovnichiy.html

Окончен балл

Виктор Садовничий о метаниях абитуриентов, претензиях аспирантов и «лишних людях» на бюджетных местах

Почему проходной балл в вузах был значительно выше, чем в прежние годы? Как вышло, что зачисленных в МГУ на бюджет оказалось больше, чем мест? Что надо изменить в правилах приема, чтобы сильные абитуриенты попадали не в «страховочные» вузы, а в престижные университеты? Об этом «РГ» рассказывает ректор МГУ Виктор Садовничий.

Виктор Антонович, ректоры говорят, что средний балл ЕГЭ у абитуриентов вырос почти на 10-15 пунктов. А как в МГУ?

Виктор Садовничий: У нас средний балл повысился примерно на 7. Тут играет роль сумма факторов. Школьники приспособились к ЕГЭ, кто-то списал, но есть и другая тенденция. Думаю, средний балл повысился в первую очередь в престижных вузах. В обществе дана оценка вузам: этот готовит некачественно, у вас в жизни будут проблемы. Главное — знания. А они — вот в этом вузе. Именно поэтому в этом году в ведущие вузы, в том числе и в МГУ, вырос конкурс и по заявлениям, и реальным абитуриентам на 2-3 тысячи. Но надо провести анализ в целом. Если все выпускники российских школ показали больший балл ЕГЭ, чем в прошлом году, надо думать — почему? Если балл ЕГЭ средний, а в ведущих вузах он значительно вырос, значит, я прав: абитуриенты выбирают для себя в будущем перспективную работу.

Система зачисления не предполагает, что к тебе придет ровно столько абитуриентов, сколько у тебя мест

На каких факультетах был самый большой конкурс?

Виктор Садовничий: На экономическом факультете конкурс почти 10 человек на место. Все места были заполнены еще в первую волну. На юридическом — 6 человек на место, на мехмате — 8, и в основном — высокобалльники. Причем абитуриентов с проходным баллом оказалось больше, чем бюджетных мест.

Что будете делать?

Виктор Садовничий: Всех обязаны взять и зачислить. «Лишние абитуриенты» у нас есть всегда. Сама система зачисления не предполагает, что можно точно угадать проходной балл и к тебе придет ровно столько абитуриентов, сколько у тебя мест. Допустим, на отделение математики 200 мест, но мы знаем, что есть 400 студентов с объявленным проходным баллом. Мы сутками обзваниваем и упрашиваем каждого: скажи, куда понесешь аттестат. Трубку берет мама: «Он в МГУ не пойдет!» Потом трубку берет бабушка: «Он пойдет в МГУ!» В итоге на 200 мест нам могут принести 300 аттестатов.

Абитуриентам тоже нелегко выбрать в последний момент вуз, куда его гарантированно зачислят. Сидеть с номером 999 и ждать зачисления на специальность, где выделено 200 мест, очень непросто.

Виктор Садовничий: Абитуриент выбирает одну специальность из 15 в пяти вузах. И, конечно, может ошибиться. Но вузу, поверьте, труднее. Правила зачисления должны быть более четко прописаны, и пять вузов все же слишком много. Такой большой выбор лишает абитуриентов мотивации. Наверное, трех было бы достаточно, и такую меру можно обсудить. По итогам вступительной кампании я напишу записку со своими предложениями в минобрнауки. Кстати, у каждого поступающего есть страховочный вариант — обычно три более слабых вуза.

Какие новые специальности появились в этом году в МГУ?

Виктор Садовничий: В этом году мы впервые набирали магистров в Высшую школу культурной политики и управления в гуманитарной сфере. Желающих было очень много. Активно развивается факультет физико-химической инженерии, который возглавляет академик Сергей Михайлович Алдошин. Этот факультет имеет в качестве баз подготовки институты РАН в Черноголовке. Конкурс туда был 8 человек на место.

Потерян образец научной среды. Его величество рубль заставляет молодых ученых отказаться от науки

Чем вы это можете объяснить? Абитуриенты так тянутся к знаниям или задумываются о будущем трудоустройстве?

Виктор Садовничий: У этих студентов большие перспективы. В обществе наметился интерес к естественно-научным знаниям. Такой интерес, это научный взгляд, развивается по синусоиде с периодом примерно в 50 лет. Сейчас как раз кривая приближается к максимуму интереса к естественно-научным знаниям и в целом некоторого уменьшения интереса к гуманитарным. В 90-95 годы прошлого века намного больший интерес был к юридическим, экономическим специальностям. Естественные науки волновали общество меньше всего. К 2020-му прогнозируется подъем.

Философы, филологи, историки не исчезнут?

Виктор Садовничий: Интерес к гуманитарным направлениям, конечно, тоже будет. Но потом кривая снова поднимается вверх. И эти науки будут привлекать больше внимания абитуриентов.

По закону с 1 сентября вступает в силу новый Закон «Об образовании в РФ». Что в нем для вас является самым спорным?

Виктор Садовничий: Я считаю, что надо обсудить систему аспирантуры, которая по новому закону стала уровнем образования. Аспирантура у нас всегда была неким святым хранилищем тех умов, которые уже прошли отбор и решили посвятить себя науке. К сожалению, в последнее время появилась тенденция, когда выпускники стремились попасть в аспирантуру не для занятий наукой, а для того, чтобы стать кандидатом наук. На этот счет даже появилась байка: «Ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан!» Да, в аспирантуру попадало много случайных людей, она стала местом пребывания. Отсюда и низкое качество диссертаций. Тем не менее с выделением аспирантуры в отдельный уровень появилось очень много спорных моментов. Это и прием, организованный иначе, и образовательные программы, и экзамены.

Что плохого в том, что аспирантов усадят за парты?

Виктор Садовничий: Мы взяли пример с Америки, где аспиранты действительно сидят на занятиях и непрерывно сдают экзамены. А давайте и у нас так же? Но, извините, аспирант в Америке еще и преподает. Аспирантура там существует при университетах, и кафедра выдает аспиранту рекомендации: почитай такой-то курс, зайди в лабораторию, сделай эксперимент, поезжай в другой университет посмотреть, что там делают по твоей теме.

У нас с 90-х годов аспиранты мало привлекались к активной научной работе и многие старались где-то подработать. Разве в ведущем университете мира аспирант мог числиться в университете, а работать в какой-то фирме? Вместо того чтобы поднять стипендию аспирантам и вовлекать их в научную среду, мы решили их учить.

30 картин великих русских художников подарили МГУ

Все-таки задача аспирантуры — готовить будущих ученых. Когда Колмогоров возглавлял в МГУ на мехмате отделение математики, каждый аспирант был будущим ученым. Думаю, те научные школы, которые умеют готовить аспирантов, будут делать так, как делали это раньше. К тому же в России самая большая аспирантура находится не в университетах, а в Академии наук. Как быть с ней?

Какую стипендию надо платить аспирантам?

Виктор Садовничий: Стипендия должна быть на уровне, дающем возможности прожить, — средней зарплаты в регионе. Надо подумать о снижении количества аспирантов и провести строгий аудит тех научных центров, которым разрешено открывать аспирантуру. Может быть, их станет меньше, но работать они должны лучше. И я не вижу ничего плохого в том, что аспирант из своего университета будет уезжать в аспирантуру в другой вуз или центр.

Почему бы у нас, как в Америке, не привлекать аспирантов к преподаванию?

Виктор Садовничий: На этот счет есть две точки зрения. С одной стороны, считается, что основные курсы аспиранты вести не должны, иначе студенты будут в чем-то обделены. Другая точка зрения — аспирантов надо активно привлекать к преподаванию. Я, будучи аспирантом, преподавал, и думаю, что аспиранты могут вести практику, лабораторные работы, консультировать студентов по курсовым, дипломным работам, давать дистанционные занятия. В любом случае это погружение в научную среду. Мы отчасти потеряли образец научной среды. Тут сказались разрыв поколений, утечка умов, сыграл большую роль его величество рубль, который заставил молодых ученых отвлекаться от науки. Но сейчас ситуация стала лучше. Выросли зарплаты профессоров, стипендии аспирантов, при устройстве на работу уже никому не нужны халтурные диссертации, и сейчас в аспирантуру идут более мотивированные выпускники.

Так может быть, в образовательных программах для аспирантуры закрепить обязанность преподавать или консультировать?

Виктор Садовничий: Мы обсуждали многие поправки с председателем Комитета Госдумы по образованию Вячеславом Никоновым. Он готов все обдумать и предлагал редакцию поправок.

Будут и поправки, касающиеся студенческого самоуправления. Студсоветы получат реальное право распределять стипендии?

Виктор Садовничий: Надо, чтобы ребята брались за дела, касающиеся студенческой жизни, в том числе и обсуждали критерии, по которым выделяются стипендии. Главный вопрос ведь не в самой стипендии, она положена студентам по закону и размер ее определен. Самые большие споры обычно разгораются вокруг двухмесячного стипендиального фонда и неких сэкономленных средств на стипендиях отчисленных студентов. Эти деньги нельзя положить под процент или прокрутить, они идут на строго определенные цели. По закону формально их нельзя даже потратить на отдых, только на спорт и культурные мероприятия.

Рассказывают, что в некоторых уфимских вузах есть студенты, которые получают по 20 тысяч рублей стипендии…

Виктор Садовничий: Тут есть элемент недоговоренности. Ректор отвечает головой за то, чтобы дать стипендию всем, кому она положена. Видимо, речь идет об излишках. Они и перераспределяются между студентами.

О целевиках, сиротах и квалифицированных рабочих

В Законе «Об образовании в РФ» вместо внеконкурсного зачисления льготникам предлагается учеба на подготовительном отделении вузов.

Виктор Садовничий: Эти детали надо обсуждать. Мне кажется, что на подготовительные отделения можно брать целевиков с невысокими баллами и военнослужащих. Я бы сжимал процент целевиков, он и так уменьшился сейчас с 25 до 15 процентов, но и этого много. Формально конкурс у целевиков есть, но он незначительный — 1, 2 человека на место. С инвалидами — сложнее. Для них в вузах нужна особая инфраструктура, а ее нет. Инвалидам можно предложить дистанционные курсы, может быть, с аттестацией, приравненной к очному подготовительному отделению. Сейчас в МГУ создается такой обучающий интернет-ресурс по всем дисциплинам для всей страны, рассчитанный на разные категории — школьников, студентов, учителей. По окончании курса будем выдавать сертификат. В Америке есть система «Курсера», которая учит дистанционно миллионы англоговорящих граждан. Недавно в МГУ из Гарварда приезжала одна из руководителей системы, которая предложила сотрудничество в развитии дистанционного образования. Обсуждаем.

P.S.

Сейчас самые зрелищные, масштабные проекты связаны с историей искусств. Не так давно МГУ получил великолепный подарок. Один меценат подарил университету 300 картин из своей коллекции. Это оригиналы Левитана, Васнецова, Петрова-Водкина… Все картины мало публично выставлялись. МГУ в ближайшее время планирует открыть галерею, сейчас как раз идет работа над залом, где разместится экспозиция. Изучение истоков, научное описание памятников мировой культуры — захватывающе.

А куда идти «неучам»?

Виктор Садовничий убежден, что начальное профобразование необходимо сохранить. «И то, что мы закрывали училища, — большая ошибка, — считает он. — Сейчас в обществе такое настроение: если корпорации нужны кадры, пусть она их и готовит. И все же должна быть государственная система подготовки рабочих кадров. Наверное, эти вопросы нуждаются в дальнейшем обсуждении.

Нам говорят, что колледжи по-прежнему будут готовить квалифицированных рабочих, но всех неучей, которые шли в ПТУ после 9-го класса, теперь пусть учит школа. Это сомнительная позиция. Этот вопрос прежде всего надо обсуждать с работодателями. Собрать руководителей крупных корпораций, где трудятся тысячи рабочих, и поинтересоваться их мнением. Сделать это могли бы и Госдума и минобрнауки. Перекос к высшему образованию, которое в значительной степени стало некачественным, — совсем не плюс для России.

21/08/2013

Источник: РИА Новости

Автор: Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Ссылка: http://ria.ru/society/20130821/957630709.html

Рожков: мифы о законе «Об образовании» до сих пор не развенчаны

С 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Что меняет новый федеральный закон и что нужно сделать, чтобы об этих изменениях вовремя узнали на местах, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Артемий Рожков.

С 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Для его реализации должно быть принято более 100 подзаконных актов федерального уровня. Что меняет новый федеральный закон и что нужно сделать, чтобы об этих изменениях вовремя узнали на местах, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Артемий Рожков.
— Артемий Игоревич, какие изменения произойдут в системе образования в связи с принятием нового закона?

— Их много, сложно коротко рассказать обо всех. Так, существенные изменения касаются уровней образования.

В новом законе больше нет понятия начального профессионального образования – рабочих и служащих будут готовить по программам среднего профессионального образования.

Уровнем образования стало дошкольное образование, и содержание данного уровня образования должно регулироваться федеральным государственным образовательным стандартом, который сейчас активно обсуждается. А с 1 января 2014 года детские сады будут финансироваться как школы: расходы на зарплату и обеспечение учебного процесса несет субъект федерации, на содержание зданий и коммунальные платежи – муниципалитет.
Уровнем образования становится и аспирантура, учеба в ней рассматривается шире, чем исключительно подготовка кандидатской диссертации. А сама процедура присуждения ученых степеней регулируется федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Новый закон регулирует достижения, появившиеся за последние 20 лет: сетевую форму обучения, кредитно-модульную систему и прочее.

— Центр правовых прикладных разработок Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки Россиии проводит в связи с новым законом серию семинаров. Какова их цель?

— Основная цель – разъяснить коллегам, что именно меняет закон в их деятельности. Кроме того, часто приходится заниматься развенчанием мифов о законе – они до сих пор есть. Приходится разъяснять, что он не вводит платное образование, не снижает количества бесплатных услуг, даже наоборот – впервые вводит общедоступный прием в организации среднего профессионального образования, норму, которая была закреплена в Конституции РФ, но реально не выполнялась.
Мы помогаем руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений начать работать по новому закону. У них возникают вопросы, касающиеся правового статуса образовательных организаций, обучающихся, педагогических работников, лицензирования и государственной аккредитации, уставов, локальных актов… На семинарах мы рассказываем об основных новациях, отвечаем на вопросы. Важным итогом семинаров является для нас получение интересных вопросов. Порой на некоторые из них ответить сложно, приходится специально еще раз посмотреть нормы нового закона и других, связанных с данным законом и подзаконными актами, чтобы дать компетентный ответ. Желающие могут проконсультироваться с нами онлайн через наш информационный портал «Реализация федерального закона «Об образовании в РФ».
Посещают наши семинары в основном руководители муниципальных органов управления образованием, директора школ, детских садов и техникумов. На каждом присутствует от 100 до 500 человек. Только на август запланировано 26 семинаров, некоторые уже прошли — в Самаре, Оренбурге, Томске, Кемерово, Грозном, Махачкале и других регионах. Участие в семинарах для региональных коллег бесплатно. Проект финансируется Минобрнауки России. Мы завершаем разработку образовательных модулей – для работников общего, дополнительного и среднего профессионального образования, по каждому модулю будут подготовлены учебные пособия, а в следующем году обучены региональные тьюторы.

НИУ ВШЭ принимала участие в работе над законом, оказывала экспертную помощь Минобрнауки, мы сотрудничаем и с юристами в сфере образования из регионов, которые знают о вопросах реализации закона, что называется, «с земли».

— Какие новации вызывают больше всего вопросов?
— Много вопросов связано с экстернатом. Окончательно установлено, что экстернат — это не форма образования, а форма прохождения государственной итоговой аттестации для лиц, получающих образование в семье, самостоятельно или в организации, не имеющей государственной аккредитации. Причем согласно новому закону те, кто получает таким образом основное общее или среднее общее образование, имеют право пройти аттестацию бесплатно. Раньше статус экстернов был не определен, и новая ситуация вызывает вопросы. Мы объясняем, что по новому закону для экстернов не нужны никакие особые программы. Просто если родители ребенка, допустим, воспользовались правом на семейное обучение, он может прийти в школу, сдать экзамены и получить в итоге аттестат об общем образовании соответствующего уровня.
Есть более частные вопросы – например, учреждение среднего профессионального образования реализует помимо прочих программу общего среднего образования. Как ее лицензировать? Мы помогаем с разъяснением подобных процедур.

Пока приходится работать в сложной ситуации. Большое количество подзаконных нормативных актов еще не принято. Поэтому на целый ряд вопросов приходится отвечать, используя положения, содержащиеся в проектах подзаконных актов, разрабатываемых Минобрнауки России.

 

 

22/08/2013

Источник: «Учительская газета»

Автор: Нина Лидина

Ссылка: http://www.ug.ru/news/9042

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов посетил августовский педсовет в РСО-Алания

Конец августа — для педагогов страны не менее напряженный период, нежели начало наступающего учебного года. По сути, учебный год для учителя уже начался: полным ходом идут августовские конференции работников образования. На одной из таких конференций, открывшейся 22 августа в республике Северная Осетия – Алания, присутствовал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Во вступительном слове глава республики Теймураз Мамсуров поприветствовал высокого гостя, впервые прибывшего в республику, и начал разговор с вопроса, который волнует сегодня каждого учителя: вступление в силу нового закона «Об образовании».

— Каждый педагог должен прочитать этот закон, чтобы знать свои права и обязанности, — отметил Теймураз Мамсуров. — Кроме того, закон позволит регионам самостоятельно решать многие вопросы.

Продолжил разговор о новом законе и Дмитрий Ливанов:

— Наступающий учебный год — новый этап в развитии отечественного образования. Майские указы Президента РФ определили стратегию развития образования. Для воплощения в жизнь указов и вступает силу новый закон, в котором зафиксировано множество новшеств. Закреплены права на доступное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Не обошли вниманием и тех детей, у кого повышенные потребности в образовании, много говорится о работе с одаренными детьми. Кроме того, многое изменилось и в вопросе финансирования образовательных учреждений. Так, финансирование школ теперь будет осуществиться не по статусу, а исходя из демонстрируемого качества образования. В целом, новый закон как раз и становится гарантией качественного образования.

В ходе конференции педагоги обсудили и проблемы различных уровней образования. В частности, речь шла о дошкольном образовании, которое,согласно новому закону, впервые стало отдельным уровнем образования. По словам Дмитрия Ливанова, пока еще оно доступно не всем, во многих регионах существует очередь — но мы должны стремиться к тому, чтобы ее не было. В частности на эту работу государство выделяет 59 миллиардов рублей. 50 миллиардов из них пойдут,в том числе, и на строительство детских садов. В одной только республике Северная Осетия необходимо построить 40 детских садов.

Не стоит пугаться, по словам министра, и повышения родительской платы за детский сад. С 1 сентября этого года она составит 1290рублей — это повышение на уровне инфляционных ожиданий, не больше. Важным и актуальным вопросом на конференции стала оплата труда педагогов. По словам Дмитрия Ливанова, не везде достигнут целевой показатель — но уже в этом году необходимо окончательно решить вопрос, заложив в бюджет необходимые средства.

 

23/08/2013

 

Источник: «Российская газета»

Автор: Вячеслав Прокофьев

Ссылка: http://rg.ru/printable/2013/08/22/obrazovanie-site.html

Кошелек не похудеет

Новые правила оказания платных услуг

Правительство определилось с порядком оказания платных образовательных услуг. Сразу скажем: документ не бьет по карману родителей. За все, чему учат в рамках государственного стандарта, никому платить не придется. Расходы берет на себя государство. То есть русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности, как и прежде, останутся бесплатными.

Но только в том объеме, который предусмотрен стандартом. А вот за все образовательные услуги, которые выходят за эти рамки, школам разрешено получать плату, в частности за преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, за изучение школьниками задач повышенной сложности. Например, если в учебном плане школы повышенного уровня предусмотрено изучение двух иностранных языков, а на платной основе предлагается третий, то такая услуга будет платной. Но все это по желанию самих учеников, по заявлению родителей. Словом, дело школы — предложить услуги за рамками основной программы, а родителям и ученикам решать, нужны они или нет.

Что касается новых правил оказания платных услуг, то они прежде всего четко прописывают взаимоотношения исполнителя и заказчика. Например, исполнитель не сможет после заключения договора повышать стоимость обучения, что случалось довольно часто. Рост оплаты может быть связан только с ростом уровня инфляции в экономике. Вообще новые правила предоставляют заказчику различные гарантии, чтобы получить за свои деньги не просто корочку, а качественное образование. Но для этого надо, прежде чем подписывать договор, его внимательно изучить. В нем должен быть четко прописан уровень предоставляемых услуг, который исполнитель не имеет права снижать. Если же он не выполняет свои обязательства в полной мере, то заказчик может потребовать снизить плату, вообще свести ее к нулю, а также потребовать возместить понесенные расходы, оплатив заказчику обучение в другой организации. Есть свои права и у исполнителя. Например, он может в одностороннем порядке расторгнуть договор, если ученик не способен освоить программу обучения.

Как у них

Школьное образование во Франции финансируется государством. На это ежегодно выделяется огромная сумма — свыше 60 миллиардов евро, что больше бюджета министерства обороны в два раза. Государственные школы, а их свыше 80 процентов от общего количества (остальные — частные), практически бесплатные. Ведь все, что касается процесса обучения, включая, естественно, подготовку учителей и оплату их труда, — забота минобразования. Но на плечи родителей все же ложатся некоторые расходы. В частности, школьные обеды. Правда, далеко не всем приходится на это раскошеливаться. Если в семье доходы ниже определенного уровня, то ребятишек кормят в столовой бесплатно. Родителям также приходится частично оплачивать некоторые внешкольные мероприятия детей. Такие как поход в бассейн, культурные мероприятия, к примеру, театр. В ряде школ практикуются факультативные занятия. Они также платные. В некоторых сельских регионах, где с общественными финансами негусто, родители покрывают часть расходов (меньшую) на школьный транспорт. Например, в департаменте Луаре в центре Франции в среднем это им обходится в 10-12 евро в месяц. Надо сказать, что в частных школах, а они платные, тарифы совсем не заоблачные. В пределах 700 — 1200 евро. Ведь и там зарплата учителей идет из кассы минобразования. Так что деньги родителей в основном расходуются на хозяйственные нужды, поддержание школьных зданий и классов в надлежащем состоянии, дополнительные занятия.