На учете каждый час

Как известно, для педагогических работников Трудовым кодексом пре­дусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Власти на местах порой неверно трактуют дан­ное положение ТК, расценивая 36 часов как общеобязательную норму и закрепляя ее для всех педагогических работников, включая учителей. И это далеко не единственная «ошибка» при толковании законодатель­ства, которая приводит к нарушению прав работников образования. Сколько на самом деле полагается работать педагогам в зависимости от должности? Как должна оплачиваться работа сверх установленной нормы? Какие гарантии предусмотрены для учителей, у которых учеб­ная нагрузка в течение учебного года уменьшается по независящим от них причинам? Эти и многие другие вопросы, связанные с особеннос­тями рабочего времени работников образовательных учреждений, разъясняют специалисты Общероссийского профсоюза образования.

 

Нормативные правовые акты, регулирующие продолжительность и особенности режима рабочего времени педагогических и иных работников

Основополагающими федеральными за­конодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при регулировании продолжительности и осо­бенностей, связанных с режимом рабочего времени учителей, преподавателей, дру­гих педагогических и иных категорий ра­ботников образовательных учреждений, являются:

—                      Трудовой кодекс РФ;

—                      Закон РФ «Об образовании»;

—                      типовые положения о соответствую­щих типах образовательных учреждений;

—                      приказ Минобрнауки России от 24 де­кабря 2010 г. №2075 «О продолжительно­сти рабочего времени (норме часов педа­гогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников обра­зовательных учреждений», зарегистри­рованный Минюстом России 4 февраля

2011            г., регистрационный №19709 (далее

—                      приказ Минобрнауки России №2075};

—                      Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педа­гогических и других работников образова­тельных учреждений, утвержденное при­казом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима ра­бочего времени и времени отдыха педаго­гических и других работников образова­тельных учреждений», зарегистрирован­ным Минюстом России 26 июля 2006 г., ре­гистрационный №8110 (далее — Положе­ние об особенностях режима рабочего вре­мени; приказ Минобрнауки России №69);

—                      постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, меди­цинских, фармацевтических работников и работников культуры», зарегистрирован­ное Минюстом России 7 августа 2003 г., ре­гистрационный №4963 (далее — постанов­ление Минтруда России №41).

Анализ приведенных выше норматив­ных правовых актов целесообразно начать с приказа Минобрнауки России №2075, ко­торый принят взамен постановления Пра­вительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Следует отметить, что приказ Минобр­науки России №2075 не предусматривает

каких-либо кардинальных изменений в порядке регулирования продолжительно­сти рабочего времени (норм часов педаго­гической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, за ис­ключением снижения нормы часов педа­гогической работы за ставку для учителей I-IV классов, в том числе учителей-специа- листов, преподающих в этих классах от­дельные учебные предметы.

В основе своей положения приказа на­правлены на обеспечение принципа ста­бильности правового регулирования воп­росов продолжительности рабочего вре­мени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогичес­ких работников.

Основанием для его принятия является статья 333 ТК РФ, в соответствии с кото­рой Правительство РФ передало Мини­стерству образования и науки Российской Федерации полномочия по определению продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников в зависимости от должности и (или) специальности и с учетом осо­бенностей их труда.

Понятие сокращенной продолжительности рабочего времени для педагогических работников

Статьей 333 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 №90-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ) для педагогических работников предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Одновременно в этой же статье имеется очень существенное уточнение о том, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работ­ников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяет­ся уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как было отмечено выше, Правитель­ство РФ возложило данное полномочие на Министерство образования и науки Российской Федерации, которое реализо­вало его изданием приказа от 24 декабря 2010 г. №2075.

Как следует из указанного приказа, про­должительность рабочего времени (нор­мы часов педагогической работы за ставку заработной платы) у различных катего­рий педагогических работников различна.

Следовательно, понятие «продолжи­тельность рабочего времени не более 36 часов» — это не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабо­чего времени, как иногда неправомер­но трактуется данное положение ТК РФ, а всего лишь ее предельная продолжи­тельность, которая уполномоченным фе­деральным органом исполнительной вла­сти в соответствии со статьей 333 ТК РФ может быть определена по каждой из дол­жностей педагогических работников с уче­том всех особенностей труда по этим дол­жностям. Причем для отдельных катего­рий педагогических работников в соответ­ствии со статьей 333 ТК РФ должна быть определена не продолжительность рабо­чего времени, а норма часов педагогичес­кой работы за ставку заработной платы.

Таким образом, приказом Минобрнауки России №2075 педагогическим работни­кам в зависимости от наименований их должностей и особенностей выполнения педагогической работы в образователь­ных и иных учреждениях установлена либо продолжительность рабочего време­ни, либо норма часов педагогической ра­боты за одну ставку заработной платы.

Продолжительность рабочего време­ни, составляющая 30 или 36 часов педаго­гической работы в неделю, установлена педагогическим работникам, предусмот­ренным в пункте 1 приложения к приказу Минобрнауки России №2075, а норма ча­сов за одну ставку заработной платы, составляющая 18, 20,24,25,30,36 часов в неделю, либо 720 часов в год — педагоги­ческим работникам, предусмотренным пунктами 2 и 3 приложения к указанному постановлению.

Так, продолжительность рабочего времени, составляющая 30 часов в не­делю, установлена:

•                      старшим воспитателям образова­тельных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образова­тельных учреждений дополнительного образования детей).

Продолжительность рабочего време­ни, составляющая 36 часов в неделю, ус­тановлена:

•                      работникам из числа профессорско- преподавательского состава образова- тельныхучреждений высшего профессио­нального образования и образовательных учреждений дополнительного профессио­нального образования (повышения квали­фикации) специалистов;

•                      старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образова­тельных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

•                      педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мас­терам производственного обучения, стар­шим вожатым, инструкторам по труду;

•                      методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

•                      тьюторам образовательных учреж­дений (за исключением тьюторов, заня­тых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

•                      руководителям физического воспи­тания образовательных учреждений, реализующих образовательные про­граммы начального профессионально­го и среднего профессионального обра­зования;

•                      преподавателям-организаторам ос­нов безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

•                      инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образователь­ных учреждений дополнительного обра­зования детей спортивного профиля.

Приказ Минобрнауки России №2075 в настоящее время не регулирует продол­жительность рабочего времени по долж­ности педагога-библиотекаря. Вместе с тем, учитывая, что в соответствии со ста­тьей 333 ТК РФ для педагогических работ­ников, к которым отнесена указанная дол­жность, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов, педагоги-библиотекари имеют право выполнять возложенные на них обязанности в пределах 36-часовой рабочей недели.

Необходимо также учесть, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжитель­ность рабочего времени, осуществляет­ся на основе размеров должностных ок­ладов, а педагогических работников, для которых установлены нормы часов за ставку заработной платы, — на основе размеров ставок заработной платы.

Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты труда по должностным окладам

Отличие оплаты труда на основе ста­вок заработной платы от оплаты по дол­жностным окладам состоит в том, что в первом случае педагогическому работни­ку, постоянно осуществляющему с его со­гласия педагогическую работу сверх уста­новленной нормы или меньше установ­ленной нормы, оплата производится пропорционально количеству часов учебной нагрузки (педагогической ра­боты) в одинарном размере из расчета установленной ему ставки заработной платы.

Нормы часов педагогической работы в неделю (в год), установленные за ставку заработной платы, и размер месячной ставки являются расчетными величина­ми, применяемыми при исчислении зара­ботной платы педагогических работников за работу в течение месяца с учетом факти­чески установленного объема учебной на­грузки (педагогической работы).

Исключением являются случаи, когда выполнение работы сверх установленной нормы осуществляется по инициативе работодателя, ее следует рассматривать как сверхурочную работу. Например, к такой работе могут быть отнесены слу­чаи привлечения воспитателей дошколь­ных образовательных учреждений к ра­боте сверх установленного рабочего вре­мени при неявке сменяющего работника или родителей. Такая работа компенси­руется в порядке, предусмотренном ста­тьей 152 ТК РФ.

Если же педагогическому работнику выплачивается должностной оклад за установленную продолжительность ра­бочего времени (30 или 36 часов в неде­лю), то при привлечении его работодате­лем к работе сверх указанной продолжи­тельности рабочего времени, его зара­ботная плата пропорционально дополни­тельно отработанному количеству часов не изменяется.

Такая работа компенсируется либо в виде оплаты в повышенном размере в по­рядке, установленном за сверхурочную работу (ст. 152 ТК РФ), либо путем предос­тавления дополнительного отпуска за не­нормированный рабочий день, продолжи­тельность которого составляет не менее трех календарных дней, если должность работника отнесена к работникам с ненор­мированным рабочим днем. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсиро­ваться предоставлением дополнительно­го времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Педагогические работники, которым установлены нормы часов педагогической работы за ставку, определение размера их заработной платы

К педагогическим работникам, которым установлена не продолжительность рабо­чего времени, а нормы часов педагогичес­кой работы за ставку заработной платы, относятся педагогические работники,

должности которых предусмотрены пунк­тами 2 и 3 приложения к приказу Минобр­науки России №2075.

Норма часов педагогической работы, ус­тановленная за одну ставку заработной платы для педагогических работников, предусмотренных в пункте 3 приложения к приказу Минобрнауки России №2075, фактически соответствует недельной про­должительности их рабочего времени, в пределах которой педагогические работ­ники выполняют свои должностные обя­занности, если объем их работы не превы­шает установленную норму.

Например, воспитатели образователь­ных учреждений, объем работы которых соответствует норме часов за ставку зара­ботной платы, составляющей 25,30 или 36 часов в неделю в зависимости от того, в каких образовательных учреждениях (группах) или иных учреждениях для де­тей они работают, выполняют свои долж­ностные обязанности в пределах этих норм.

При объеме преподавательской (педаго­гической) работы сверх установленных норм или менее установленной нормы продолжительность рабочего времени увеличивается или уменьшается.

Определение размера заработной платы (тарификация) педагогических работни­ков, для которых нормы часов преподава­тельской (педагогической) работы опре­делены, исходя из количества часов в не­делю, осуществляется путем умножения размера месячной ставки заработной пла­ты на фактический объем преподаватель­ской (педагогической работы) в неделю и деления полученного результата на уста­новленную за ставку норму часов препода­вательской (педагогической) работы в не­делю.

Размер заработной платы (тарифика­ция) преподавателей образовательных уч­реждений, реализующих программы на­чального профессионального, среднего профессионального образования, для ко­торых установлена норма 720 часов пре­подавательской работы в год за ставку за­работной платы, определяется до начала учебного года в виде средней месячной заработной платы путем умножения часо­вой ставки преподавателя на установлен­ный ему фактический объем годовой учеб­ной нагрузки и деления полученного про­изведения на 10 учебных месяцев.

Часовая ставка определяется путем де­ления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагруз­ки (72 часа).

Особенности рабочего времени педагогических работников, должности которых предусмотрены в пункте 2 приложения к приказу Минобрнауки России №2075

Для педагогических работников, пре­дусмотренных в пункте 2 приложения к приказу Минобрнауки России №2075, к которым относятся учителя, преподава­тели (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагоги дополнительного обра­зования и тренеры-преподаватели, нор­ма часов преподавательской работы, уста­новленная за ставку заработной платы, является лишь нормируемой частью их рабочего времени, поскольку должност­ные обязанности этих работников не огра­ничиваются только выполнением препо­давательской работы.

Например, принятая за расчетную вели­чину при оплате труда учителя норма ча­сов преподавательской работы 18 в неде­лю не означает, что вся другая педагоги­ческая работа (работа с родителями, вне­урочная воспитательная работа, методи­ческая работа и прочая) не оплачивается, как это иногда пытаются утверждать не­

которые представители педагогической общественности.

Размер ставки заработной платы учите­лям в месяц за норму 18 часов преподава­тельской работы в неделю устанавливает­ся как за выполнение преподавательской работы, так и за выполнение других обя­занностей, предусмотренных квалифика­ционной характеристикой по должности учителя, утвержденной приказом Мини­стерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 №761н «Об утверждении Единого квалификаци­онного справочника должностей руково­дителей, специалистов и служащих, раз­дел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Следует отметить, что норма часов пре­подавательской работы учителей, препо­давателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей является лишь условной расчетной вели­чиной.

После установления указанным педаго­гическим работникам конкретного объе­ма преподавательской работы на новый учебный год нормируемой частью их ра­бочего времени будет являться установ­ленный им фактический объем препода­вательской (педагогической) работы, вы­полнение которой должно регулировать­ся расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клу­бах и других объединениях обучающихся.

Размер оплаты труда за учебную нагруз­ку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ме­сячной ставки их заработной платы.

Продолжительность нормируемой час­ти педагогической работы педагогичес­ких работников, ведущих преподавательс­кую работу, определяется в астрономичес­ких часах и включает проводимые учеб­ные занятия независимо от их продолжи­тельности и короткие перерывы (переме­ны) между ними (пункт 2 примечаний к приложению, утвержденному приказом Минобрнауки России №2075). При этом количеству часов преподавательской ра­боты (учебной нагрузки), установленному указанным работникам при тарификации, соответствует количество проводимых ими занятий продолжительностью, как правило, не превышающей 45 минут. Пре­подавательская работа в расписании в пределах фактического объема недельной учебной нагрузки может предусматри­ваться как в течение всех дней рабочей недели, так и в отдельные дни недели.

Обязанности педагогических работни­ков, которые должны выполняться поми­мо преподавательской работы, определе­ны как в квалификационных характерис­тиках (раздел «Должностные обязаннос­ти»), так и в пункте 2.3 Положения об осо­бенностях режима рабочего времени (при­каз Минобрнауки России №69).

Вместе с тем необходимо учесть, что ра­бота учителей, преподавателей,педагогов дополнительного образования, тренеров- преподавателей, осуществляемая помимо учебных занятий, не имеет четких границ и норм, поскольку характер большей части педагогической работы, предусмотренной в квалификационной характеристике и в пункте 2.3 Положения об особенностях ре­жима рабочего времени, позволяет сде­лать вывод, что ее выполнение осуществ­ляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более дли­тельные сроки: на месяц, учебную чет­верть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.

Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увели­чивающих ежедневную продолжитель­ность рабочего времени педагогических работников сверх нормируемой ее части, связанной с преподавательской работой,

нормативными правовыми актами не пре­дусмотрено, за исключением нормы вре­мени, определенной Положением об осо­бенностях режима рабочего времени для дежурств во время образовательного про­цесса.

Следовательно, положения норматив­ных правовых актов ряда органов государ­ственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, закрепляющие для всех педагогических работников, включая учителей, 36-часовую продолжи­тельность рабочего времени, являются не­правомерными, противоречащими стать­ям 100 и 333 Трудового кодекса РФ и при­нятым в соответствии с ними норматив­ным правовым актам Российской Федера­ции.

 

ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЭТОЙ СТАТЬИ>>>

Источник: Газета «Наш профсоюз»


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *